MSTRAINSIM.NAROD.RU
= В начало = Чертежи и описания =

Электровоз для БАМа.
Электровоз переменного тока ВЛ84.

Оригинальный текст статьи: Моделист-Конструктор №8, 9 за 1982 г.

На железнодорожные магистрали страны выходит новый электровоз. На его мощном стремительном корпусе литые буквы и цифры: "ВЛ84-О01". 001 означает, что первый электровоз новой серии. Его создатели - Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технический институт электровозостроения в Новочеркасский электровозостроительный завод (две трети электровозного парка страны - новочеркасские машины. Половина из них выпускается со Знаком качества).

Выполнено указание XXV съезда партии о необходимости создать магистральный локомотив мощностью десять тысяч лошадиных сил. Локомотивы-богатыри нового поколения будут иметь на 15-20 процентов большую мощность, чем выпускаемые в настоящее время электровозы ВЛ80т, а система рекуперации позволит им при торможении возвращать в энергосистему 10-20 процентов электроэнергии.

На новых электровозах будут лучше использоваться сила тяги и сцепной вес, что повысит скорость и грузоподъемность поездов. Предусматривается возможность работать по системе "многих единиц". Это означает одновременное, синхронное управление двумя сочлененными локомотивами одной бригадой из головного электровоза.

Одновременно с работающим на переменном токе ВЛ84 специалистами ВЭлНИИ проектировался электровоз постоянного тока ВЛ14, который будет серийно выпускаться Тбилисским электровозостроительным заводом (ТЭВЗ). Обе конструкции - восьмиосные машины, состоящие из двух одинаковых четырехосных секций.

А впереди перед строителями электровозов стоят новые, более сложные задачи. Среди них - разработка электровозов с бесколлекторными тяговыми двигателями.

Новочеркасские электровозострои-тели решили досрочно, к 7 ноября 1980 года, выпустить опытный образец электровоза ВЛ14 и завершить испытания опытных образцов электровозов ВЛ84. Серийное производство таких локомотивов начнется в одиннадцатой пятилетке.

Когда первый опытный электровоз ВЛ84 выходил из сборочного корпуса, яркий транспарант над локомотивом гласил: "Байкало-амурским электровозам - зеленую упицу!" ВЛ84 предназначается специально для Байкало-Амурской магистрали. Теперь ему предстоит пройти суровые испытания в предельно тяжелых условиях эксплуатации: при 40-градусной жаре и 60-грвдусном морозе, на самых крутых подъемах, cпусках и поворотах.

Вопрос о создании такого локомотива встал одновременно с началом строительства Байкало-Амурской магистрали. Новая трасса должна была пройти по районам с тяжелыми климатическими условиями и сложным рельефом местности. Значительная высота над уровнем моря (до 1400 м) и тоннели большой протяженности (до 15 км делали использование тепловозов на многих участках практически неприемлемым, так как их мощность снижалась бы почти на одну треть, а в тоннелях Могла возникнуть недопустимая для здоровья людей загазованность.

В 1975 году было принято решение об электрификации Западного участка БАМа, а в 1976 году разработано техническое задание на электровоз для Байкало-Амурской магистрали.

Разработка чертежей для производства опытных электровозов ВЛ84 была закончена осенью 1973 года, и их передали на завод. А в мае 1979 года уже был готов опытный образец.

Осуществление целого ряда инженерных идей придано новому электровозу исключительную надежность. Его ходовая часть удовлетворяет очень жестким требованиям, так как значительный участок Байкало-Амурской магистрали проходит в зоне вечной мерзлоты, где неизбежны существенные деформации железнодорожного пути.

В отличие от прежних локомотивов, на которых используется опорно-осевая подвеска тяговых двигателей, в электровозе ВЯ84 применена опорно-рамная подвеска тяговых двигателей и эластичная передача на колесные пары. Это повысило надежность двигателей, снизило неподрессоренный вес электровоза. Как результат, уменьшится объем непроизводительного труда по ремонту железнодорожного пути.

На "бамовце" достигнута высокая степень автоматизации, улучшены динамические качества и плавность хода.

Система автоматического управления электровозом в режиме тяги и электрического торможения обеспечивает пуск и торможение с заданной машинистом величиной тяги или тормозного усилия, а также поддержание заданной скорости. Применение ее существенно облегчает процесс управления электровозом.

Для улучшения условий труда локомотивных бригад увеличен объем кабины машиниста, созданы необходимые санитарно-гигиенические условия, поддерживается нормальная температура в любое время года. Пластиком и декоративной древесиной отделана удобная и светлая кабина, в ней установлены виброзащитные кресла и холодильник для продуктов.

Все оборудование электровоза - в блочном исполнении. Это значит, что функционально замкнутые системы объединены в отдельные узлы. Выигрыш тут явный. В случае неполадок в узле его можно быстро заменить запасным и ремонтировать вне электровоза. Это сокращает время и стоимость сборки, повышает качество монтажа и, конечно же, облегчает обслуживание.

Для связи на электровозе имеется портативная радиостанция. Предусмотрено также принципиально новое устройство дистанционного телеметрического управления локомотивом в середине или в хвосте поезда.

Это устройство обеспечивает согласованный режим работы сразу нескольких электровозоз. Ведь на Байкало-Амурской магистрали перепады высот достигают 18 метров на километр пути, а ходить по ней будут поезда длинные и тяжелые. Поэтому для создания больших тормозных и тяговых усилий в зависимости от спуска или подъема необходимы "вставные" и "замыкающие" электровозы. Один же электровоз-богатырь, имеющий мощность 10340 л. с., способен водить товарные поезда весом до 9000 т.

Исходя из условий работы в суровых климатических условиях Сибири и Дальнего Востока, проектировщики применили на ВЛ84 около ста новых видов материалов и изделий с повышенной морозоустойчивостью. Все механизмы, узлы и аппараты способны надежно работать даже при очень низкой температуре, а специальная система осушки влаги - конденсата в тормозной магистрали поезда - исключает ее замерзание.

Первые испытания электровоза дали обнадеживающие результаты. Все работы по его созданию проводились под руководством главного конструктора проекта, заместителя директора института (ВЭлНИИ) лауреата Государственной премии СССР В. Свердлова. Работами в o экспериментальном цехе руководил заместитель главного инженера завода пауреат Государственной премии СССР А. Фомин.

Электровоз ВЛ84 разработан как базовая модель, на основе которой будут создаваться магистральные грузовые локомотквы пятого поколения новочеркасских электровозов.

Е. ЧЕРНОВ, П. ЧЕРНОВ.

Основные характеристики электровоза ВЛ84
Род службыгрузовой
Осевая формула2(2с-2с)
Давление от оси на рельсы25 т
Масса электровоза200 т
Напряжение на токосъемнике25 кВ
Часовой режим; мощность7600 кВт
сила тяги50,2 тс
скорость54,7 км/ч
Максимальная скорость120 км/ч
Подвеска тяговых двигателейопорно-рамная

Чертежи и схемы локомотива (выполнены авторами статьи):

Компоновка электровоза (300 dpi).

1 - скоростемер,2 - кран вспомогательного тормоза,3 - кран машиниста,4 - пульт управления машиниста,5 - контроллер машиниста,6 - блок автоматических выключателей,7 - электропневматический клапан,8 - тяговый двигатель,9 - компрессор,10 - мотор-вентилятор,11 - выпрямитель,12 - блок силового трансформатора,13 - блок контакторов,14 - ящик аккумуляторной батареи,15 - штанга заземляющая,16 - блок аппаратов,17 - блок конденсаторов,18 - блок вентиляторов,19 - блок тормозных резисторов,20 - токоведущая шина,21 - опорный изолятор,22 - проходной изолятор с трансформатором тока,23 - фильтр,24 - главный воздушный выключатель,25 - разъединитель;26 - вентильный разрядник,27 - дроссели гашения помех,28 - компрессор подъема пантографа,29 - токоприемник (пантограф),30 - шкаф для одежды,31 - аптечка,32 - антенна,33 - прожектор,34 - панель бланка предупреждения,35 - светофор локомотивный,36 - пульт помощника машиниста,37 - калорифер,38 - печь электрическая,39 - дешифратор локомотивной сигнализации.

Виды справа и слева (300 dpi).

Вид спереди (300 dpi).

Вид сзади (300 dpi).

Вид сверху (300 dpi).

Кабина машиниста (300 dpi).

Тележка (300 dpi).

ОКРАСКА ЭЛЕКТРОВОЗА (типовой вариант):

Наружные поверхности окрашиваются следующим образом: крыша, крышки люков, оборудование на крыше, прожектор - серые; токоприемники токоведущие шины на крыше - красные; боковые и лобовые поверхности кузова от крыши до нижней уширенной . части кузова [исключая поручни и дверные ручки) - красно-оранжевые; поверхность А - флюоресцентная, оранжево-красная; водосточные желобки ка лобовой части кузова и над входными дверями, герб, таблички, буквы, цифры, обода прожекторов - лак с добавлением алюминиевой пудры, нижняя уширенная часть кузове, путеочиститель - вишневые; ходовая часть, колесные центры, нижняя накладна на путеочистителе, ящики аккумуляторных батарей, трубы и прочее оборудование под кузовом - черные; бандажи колесных пар с наружной стороны - белые.

Внутренние поверхности кабины машиниста окрашиваются следующим образом: пол - зеленый, пульты управления машиниста и помощника (кроме панелей для приборов), основание скоростемера, панель бланка предупреждения, кронштейны огнетушителей, ограждение печей - серебристые; панели для приборов на пультах, кнопочные выключатели - цвета слоновой кости; каркасы сидений - черные; корпусы крансв машиниста и вспомогательного тормоза - красные,

(На рисунке вверху страницы изображен опытный образец электровоза.)



Все права защищены © 2003
Дизайн от Evgeniy Tcelmer
 
Используются технологии uCoz